Православные Каноны.
Введите интересующие Вас слова в строку ниже:
|
Канон — это песнопение, посвящённое прославлению какого-либо праздника или святого. Входит в состав православных богослужений. Этот жанр церковного песнопения становится самым популярным начиная с середины VII века.
Наверх
Структура Канона.
Канон делится на песни (оды).
Каждая песнь состоит из ирмоса (начальной строфы) и нескольких тропарей.
В завершение песни канона поется стих (обычно ирмос), получивший название катавасия (с греч. "схожу вниз"). Такое название связано с тем, что при пении этого стиха, по Уставу положено сходиться на середину храма певцам обоих хоров и петь вместе. В качестве катавасии поется либо ирмос одного из канонов, либо ирмос в честь Божией Матери, либо ирмос праздника, что регламентируется Уставом. При этом может не соблюдаться сходство размера и слогов с ирмосом, как это положено для тропарей канона.
Ранее катавасией назывались и другие песнопения, для пения которых оба хора (или даже один певец) сходили на середину храма.
Помимо полного канона (состоящего из 9-ти или 8-ми песней), бывают также неполные каноны. Это двупеснец - канон, состоящий из 2-х песней (8-ой и 9-ой), трипеснец - канон, состоящий из 3-х песней (одна из песней меняется по дню седмицы, а 8-я и 9-я имеются всегда), четверопеснец - канон, состоящий из 4-х песней (6-ой, 7-ой, 8-ой и 9-ой). Ирмос также является связкой, переводящей от темы библейской песни к теме тропарей канона. Музыкально ирмосы подчиняются системе осмогласия. Богослужебные сборники (книги) ирмосов называются ирмологиями.
Наверх
Девять Песен Канона.
Девять песен исполнявшегося во время утренней службы канона, представляли собой поэтический пересказ девяти библейских песен из нового и ветхого заветов:
1. "Исход" XV, 1-19 – благодарственная песнь после прохождения через Чермное море (песнь Мариамы, сестры Моисеевой).
2. "Второзаконие" XXXII, 1 – 47 - Наставления Моисея (песнь Моисеева по переходе иудеев через пустыню).
3. "Книга Царств" II, 2-10 – благодарственная молитва Анны, матери пророка Самуила.
4. "Аввакум" III, 2-19 – молитва Аввакума (песнь пророка Аввакума, который провидел Христа, родившегося от Девы).
5. "Исайя" XXVI, 9-19 – молитва Исайи (песнь пророка Исайи, который предвозвестил чудо "яко се Дева приимет и родит сына Еммануила").
6. "Ион" II, 3-10 – молитва Ионы (песнь пророка Ионы, который своим тридневным пребыванием во чреве кита прообразовал тридневное погребение и Воскресение Спасителя).
7. "Даниил" III, 26-45, 52-56 – молитва Азарии и начало гимна трех отроков (песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, не опалившихся в пещи Вавилонской, что было прообразом Божественного Воплощения).
8. "Даниил" III, 57-88 – продолжение гимна трех отроков (славословие Господу, которое воспели эти три отрока, призывая к сему всякое создание: "Благословите вся дела Господня Господа, пойте и превозносите Его во веки").
9. "От Луки" I, 46-55, 63-79 – песня Марии (в честь Пресвятой Богородицы и также содержит пророчество Захарии, отца святого Иоанна Предтечи).
Вторая песнь канона в большинстве случаев отсутствует по причине обличительного и грозного характера второй библейской песни. Она имеется в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского и в некоторый других канонах.
Наверх
Прядок Пения Канонов.
Первоначально ирмос и тропари каждой песни канона пелись, перемежаясь со стихами соответствующей библейской песни. Тропари раньше тоже пелись. В современной практике поется только ирмос, а тропари читаются. Библейские песни сейчас поются или читаются только в седмичные дни Великого поста, а в другое время заменяются припевом, соответствующем празднику или святому (например, "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Пресвятая Богородице, спаси нас", "Святителю отче Николае, моли Бога о нас").
Несколько канонов могут быть соединены в один. Например, соединяется три канона. В таком случае, сначала поется 1-я песнь первого канона, потом второго, потом третьего, затем таким же образом следующие песни этих канонов.
После 3-й песни положена малая ектения и некоторые песнопения, посвященные празднику (седальны, ипакои, иногда кондаки). После 6-й песни после малой ектении поется кондак праздника вместе с икосом. После 8-й песни, кроме некоторых дней, поется песнь Богородицы "Величит душа Моя Господа" с припевом "Честнейшую Херувим...". В великие праздники вместо этой песни поются особые припевы.
Иоанн Зонара (начало XIII века) считал, что каноном этот жанр стал называться из-за своей строго упорядоченной структуры – (правило, норма, мера): "Канон так называется потому, что он имеет определенную соразмерность девяти од, т.к. это число отражает небесную иерархию. Девять од символически выражают Святую Троицу, ибо трижды три дает число девять, как число трехкратной троичности. Из-за этого оно и установлено в гимне".
В отличие от своего предшественника кондака, в котором строфы пелись на одну и ту же мелодию, исключая вступление, в каноне каждая ода исполнялась либо на новую, либо на существенно измененную мелодию. Каноны стали создавать буквально для каждого праздника.
Наверх
Наиболее Известные Православные Каноны.
В VII - IХ вв. акафист, как жанр, вытесняется каноном. А само развитие жанра канона связывают, в первую очередь, с именем преподобного Андрея Критского ( 660-740гг.). Андрею Критскому принадлежит " Великий покаянный канон".
Великий покаянный канон (Канон Андрея Критского) читается в Православной Церкви два раза в год. Один раз, по частям, в первые четыре дня Великого поста. И второй раз поется целиком в среду пятой седмицы поста.
Канон Андрея Критского, написанный в стихотворной форме, представляет собой развернутую поэтическую композицию на тему покаяния, основанную на библейских сюжетах.
Канон состоит из девяти "песней". Содержание каждой песни перекликается с одной из библейских песен, исполнявшихся на утрени. Стихи Великого покаянного канона включены в стихи библейских песен таким образом, что каждый стих по количеству слогов соответствовал определенному стиху из библейской песни, а по содержанию перекликался с ним. Подобная форма литургического творчества оказалась востребованной византийскими гимнографами. Среди которых особое место занимают преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, авторы богослужебных канонов, посвященных церковным праздникам. Наиболее известным каноном Иоанна Дамаскина является пасхальный канон, исполняемый на утрени в ночь святой Пасхи.
Ниже приводится список наиболее известных канонов, размещенных на нашем сайте:
- Канон 1-й на Рождество Христово. Св. Космы Маиюмского. Глас 1.
- Канон 2-й на Рождество Христово. Св. Иоанна Дамаскина. Глас 1.
- Канон Входу Господню в Иерусалим. Глас 4.
- Канон Богоявлению Господню.
- Канон Обрезания Господня, глас 2-й. Творение Преподобного Стефана Савваита.
- Канон Сретению Господню. Глас 3-й.
- Канон Благовещения глас 4.
- Канон Вознесению Господню. Глас 5-й.
- Канон Святой и Живоначальной Троице. Творение Митрофаново (Епископа Смирнского, 9 век), Глас 1.
- Канон Андрея Критского.
- Канон Преображению Господню. Глас 4-й..
- Канон 1-й на Рождество славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, глас 4.
- Канон 2-й на Рождество славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, глас 4.
- Канон 1-й Рождества Пресвятой Богородицы. Глас 2. Творение преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век).
- Канон 2-й Рождества Пресвятой Богородицы. Глас 8. Творение святителя Андрея Критского (VII век).
- Канон Покрову Пресвятой Богородицы. Глас 4.
- Канон Первый праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, творение Георгиево. Глас 4.
- Канон Вторый Праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, Творение Василиево. Глас 1.
- Канон 1-й Успения Пресвятой Богородицы. Глас 1-й.
- Канон 2-й Успения Пресвятой Богородицы. Глас 4-й.
- Канон Святому Апостолу и Евангелисту Луке.
- Канон Преподобной Марии Египетской.
- Канон Первый Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. Глас 2.
- Канон Второй Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. Глас 6.
- Канон Святому Апостолу Андрею Первозванному, творение Иоанна монаха, глас 1.
- Канон Вторый Святаго Апостола Андрея Первозваннаго. Глас 1.
- Канон Святому Апостолу и Евангелисту Матфею. Глас 4.
- Канон Святому Апостолу Петру. Глас 4
- Канон святому апостолу Павлу, глас 8
- Канон апостолу Иакову глас 4
- Канон Святителю и Чудотворцу Николаю, архиепископу Мирликийскому. Глас 2-й. Творение Феофаново.
- Канон Первый Преподобному Серафиму Саровскому. Глас 6.
- Канон Вторый Преподобному Серафиму Саровскому. Глас 8.
Наверх
Источники.
Использованы материалы с веб сайтов:
- http://www.pravoslavie.us
- http://ru.wikipedia.org
- http://azbyka.ru
Наверх
Оставьте Ваш комментарий.
Наверх
|
|