Всенощное бдение или
Всенощная – это Богослужение, которое совершается вечером накануне воскресных дней и особо чтимых праздничных дней (двунадесятые, большие и храмовые церковные праздники). На всенощных, больше чем на литургиях, чувствуется дух данного праздника, потому что большинство молитв посвящены именно этому празднику. Порядок Всенощной, как и других богослужений (описанных в книге "Типикон"), начал принимать свою современную форму еще в
6-м веке в обители
св. Саввы Освященного (находящейся в
20-ти километрах на юго-восток от Иерусалима). Дальнейшее развитие Всенощная получила в трудах константинопольских патриархов до конца
11-го столетия.
Всенощная состоит из
трех частей:
1. Вечерня.
На Вечерне вспоминаются и изображаются важнейшие события ветхозаветного времени: сотворение мира и жизнь первых людей в раю, их грехопадение и изгнание их из рая; раскаяние и молитву их о спасении; надежду людей, согласно обещанию Божию, на пришествие Спасителя; исполнение этого обетования. Перед большими праздниками в течение вечерни совершается также и
Лития (с греческого –
общее моление). Этот обряд дошел до нас от монастырей Палестины и Афона, и был известен со времен первых христиан.
2. Утреня.
Утреня посвящается новозаветным событиям: явлению Господа нашего Иисуса Христа в мир, Его проповеди, славному воскресению из мертвых и другим. Конец утрени в древности совпадал с восходом солнца, что побуждало молящихся прославлять Подателя физического и духовного света. Во время службы Утрени хор поет
Канон утрени, который вновь возвращает нас к началам, вспоминая историю народа Божьего. Идя от ветхозаветных времен, Канон указывает истоки нашего спасения.
3. Первый час.
Служба Первого часа состоит из чтения псалмов и нескольких молитв. В них верующие просят Бога чтобы Он услышал глас молящихся и исправил дела их в продолжение дня.