Части 1 - 10 (От открытия Царских Врат до Великой Ектении.
Вечерня начинает всенощное бдение. На Вечерне вспоминаются и изображаются важнейшие события ветхозаветного времени: сотворение мира и жизнь первых людей в раю, их грехопадение и изгнание их из рая; раскаяние и молтьву их о спасении; надежду людей, согласно обещанию Божию, на пришествие Спасителя; исполнение этого обетования.
1.1. Открытие Царских врат.
Всенощная начинается открытием Царских врат.
1.2. Каждение алтаря.
Священник с дьяконом кадят престол и весь алтарь. Это каждение знаменует начало творения Богом мира.
1.3. Возглас "Восстаньте!".
Дьякон возглашает на амвоне: "Восстаньте!" (встаньте к молитве, поднимитесь как духовно, так и буквально).
1.4. Прославляние Создателя.
Священник в алтаре, перед престолом, прославляет Создателя словами: "Слава Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице всегда – ныне, и во всякое время, и на веки вечные..."
Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи!
Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (весьма).Благословен еси, Господи.
Во исповедание и в велелепоту облеклся еси (Ты облекся в славу и великолепие). Благословен еси, Господи.
Посреде гор пройдут воды (Среди гор текут воды). Дивна дела Твоя, Господи.
Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся.
1.8. Отворение Царских врат и каждение храма.
Во время пения Псалма отворяются Царские врата (символ дверей Рая), и происходит каждение всего храма. Дьякон же предшествует ему со свечей в руке. На языке символов это припоминает нам времена от создания мира, когда открыты были пред родом человеческим двери Рая, и все творение радостно пело Богу песню хвалы.
1.9. Зарытие Царских врат.
Царские врата закрываются после каждения. В напоминание о том, что люди, соблазненные дьяволом, согрешили и лишились райской жизни.
1.10. Великая Ектения.
Дьякон выходит из алтаря, становится перед затворенными вратами, как некогда Адам перед вратами рая, и возглашает великую ектению. В ответ на прошения дьякона молящиеся отвечают: "Господи, помилуй" . Великая, или мирная ектенья начинается словами: “В мире (в покое) Господу помолимся...”
Это молитва за мир с Неба и спасение душ наших; за мир всего мира, за доброе состояние святых Божьих церквей и за соединение всех; за святой храм сей, патриарха, епископа, все духовенство, причет и людей; за державу нашу; за город, село, и за всякий город, село и страну; за благорастворение воздухов, за урожай плодов земных и за времена спокойные. В конце же моления звучит призыв всю жизнь нашу Христу-Богу отдать.
Части 11 - 18 (От " Блажен муж... " до "Свете тихий".
1.11. "Блажен муж... ".
Как ответ на эту искреннюю молитву – звучит 1-й библейский псалом: "Блажен муж, который за советом несправедливых не ходит..."
1-й библейский псалом:
Блажен человек, который не ходит на собрания грешников.
Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Служите Господу со страхом и радуйтесь о Нем с трепетом.
Блаженны все надеющиеся на Него.
Восстань Господи! Спаси меня, Боже мой.
От Господа спасение и на людях Его благословение Его.
1.12. Малая Ектения.
Дьякон, призывая всех подняться к молитве, возглашает "Малую" ектению: "Паки и паки (Снова и снова) миром Господу помолимся..."
Раньше во время пения псалмов верные сидели; когда же звучала ектенья – то вставали.
1.13. Псалом " Господи, взываю к Тебе..." (глас 8).
После Малой ектении хор поет стихи из 140 (141)-го псалмов Давида, изрекающие печаль об утраченной нами связи с Богом, и желание отыскать её, и служить Богу от чистого сердца: "Господи, взываю к Тебе..."
Господи воззвах:
Господи, к Тебе взываю, поспеши ко мне, внемли моей молитве, когда я взываю к Тебе. Услышь меня, Господи!
Пусть направится молитва моя к Тебе, как фимиам кадила; поднятие же рук моих - как вечерняя жертва.
Услышь меня, Господи.
Господи, к Тебе взываю, поспеши ко мне, внемли моей молитве, когда я взываю к Тебе. Услышь меня, Господи!
Пусть направится молитва моя к Тебе, как фимиам кадила; поднятие же рук моих - как вечерняя жертва.
Услышь меня, Господи.
1.14. Каждение храма.
Во время пения этих стихов дьякон совершает каждение храма, которое символизирует ветхозаветные жертвоприношения, а равно и жертву нашей усердной молитвы, литании пред закрытыми вратами Рая.
1.15. Стихиры на Господи воззвах (глас 8).
Поются "стихиры на Господи воззвах" (новозаветные песни, посвященные Воскресению Христову или данному празднику) – гимны, состоящие из определенного количества стихов, которыми сопровождается исполнение псалмов. Последняя стихира называется Богородичен или Догматик (песнопение, посвященное Божией Матери и содержит в себе Догмат, точное учение, о воплощении Сына Божия - Иисуса Христа).
В праздники же здесь поется особая стихира в честь праздника.
1.16. Вечерний вход.
Во время пения Богородичного , царские врата открываются и совершается вечерний вход - из алтаря северными дверями выходит прислужник со свечей, за ним - дьякон с кадилом и священник. Вход напоминает нам обычай, существовавший при храме Гроба Господнего в Иерусалиме, когда верные собирались в церкви значительно раньше начала богослужения и пели псалмы, гимны и молитвы, а епископ приходил позднее, и торжественно вступал в Храм. Вообще же вход с кадилом знаменует собою ожидание людьми обещанного Богом Спасителя.
1.17. Вход Священника в алтарь.
Священник становится на амвоне лицом к царским вратам, благословляет крестообразно вход, и, по произнесении слов: "Премудрость. Станьте просто!” входит в алтарь.
Кадило с фимиамом при вечернем входе означает что молитвы наши, как фимиам, поднимаются к Богу, и так нисходит на нас благодать Всесвятого Духа. Крестообразное же благословение входа – то, что лишь крест Господний, КРЕСТ СМИРЕНИЯ может отворить нам двери Рая.
1.18. Песнь Сыну Божию Господу нашему Иисусу Христу "Свете тихий".
В храме поется вечерняя песня (гимн Господу Иисусу Христу), которая известна нам еще со времен гонений на первых христиан: "Свете тихий".
Здесь Сын Божий именуется тихим (кротким) светом Небесного Отца, ибо Ему предстояло придти на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В этой молитве говориться, что именно устами "преподобных," - старающихся жить праведно - следует прославлять Его.
Вся эта часть Всенощной - каждение, чинное шествие священнослужителей предшествуемых светильником и пение гимна - отображает богослужение в небесном Храме, как оно описано ап. Иоанном Богословом: "И двадцать четыре старца пали перед Агнцом (Христом), имея каждый гусли, арфы и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ... и я видел и слышал голос многих ангелов вокруг престола и животных и старцев ... которые говорили громким голосом: Достоин Агнец закланный принять силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение" (Откровение 5:8-12).
Свете Тихий:
Иисус Христос - Тихое сияние святой славы бессмертного, небесного, святого и блаженного Отца! Мы, дожив до заката солнца и видя вечернюю зарю, воспеваем Бога - Отца, Сына и Святого Духа.
Ты, Сын Божий, дающий жизнь, достоин быть воспеваемым во все времена благоговейными устами. Потому мир и прославляет Тебя.
Части 19 - 23 (От "Прокимнов" до Просительной ектеньи "Восполним вечернюю молитву нашу Господу...".
1.19. Пение/чтение Прокимнов.
После "Свете тихий" и перед чтением паремий произносятся (поются) стихи из Псалтыря – Прокимны (предваряющие стихи) - краткий стих из Священного Писания.
Чаще других мы слышим прокимен под воскресенье: "Господь воцарися (Господь воцарился, в лепоту облечеся".
1.20. Чтение Паремий.
В большие праздники читаются отдельные отрывки из Библии, так называемые Паремии (избранные места Священного Писания, содержание которых касается того священного лица или события, чей праздник отмечают). Ныне паремии читают лишь перед большими праздниками, тем не менее прокимны после входа – возглашаются всегда.
1.21. Сугубая ектения "Рцем вси, от всея души...".
После прокимна и трех паремий
дьякон возглашает сугубую (усиленную, прилежную) ектению, ("Промолвим все от всей души, и от всего разумения нашего, промолвим..."), на которой хор поет "Господи, помилуй" трижды:
Сугубая ектения:
Рцем (скажем) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.
Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Еще молимся о братиях наших священницех, священномонасех и о всем во Христе братстве нашем.
Еще молимся о блаженных и приснопамятных (всегда поминаемых) святейших патриарсех православных, и благочестивых царех и благоверных царицах, и создателех святого храма сего, и о всех прежде-почивших (раньше умерших) отцех и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных.
Еще молимся о плодоносящих и добродеющих (приносящих пользу и делающих добро) во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебя великия и богатыя милости.
Священник: "Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков".
Хор: "Аминь".
1.22. "Сподоби, Господи, в вечер сей...".
Поется вторая песня Церкви времен первых христиан: "Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохраниться нам...".
"Сподоби, Господи...":
Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохраниться нам.
Благословен еси, Господи, Боже отцов наших, и хвалимое, и прославляемое Имя Твое во веки. Аминь.
Да будет, Господи, милость Твоя на нас – ибо мы надеемся на Тебя. Благословен еси, Господи, научи нас заветов Твоих.
Благословен еси, Владыко, вразуми нас заветами Твоими.
Благословен еси, Святый, просвети нас заветами Твоими.
Господи, милость Твоя во век. Не отвергни творения рук Твоих.
Тебе подобает хвала, Тебе подобает прославление, Тебе слава подобает – Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и во всякое время, и на веки вечные. Аминь.
Во время возгласа "Главы ваша Господеви приклоните" и ответного "Тебе, Господи" священник просит Бога сохранить всех молящихся от всякого врага, от искушений дьявольских и от непотребных мыслей, а также простить всех чем-либо согрешивших.
Просительная Ектения:
Исполним (принесем, завершим) молитву нашу Господеви.
Заступи (защити), спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Дне всего совершенна (благополучного дня), свята, мирна и безгрешна у Господа просим.
Ангела мирна, верна (верного) наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.
Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.
Добрых и полезных (всего доброго и полезного) душам нашим и мира мiрови у Господа просим.
Прочее время живота (жизни) нашего в мире и покаянии скончати (закончить) у Господа просим.
Христианския кончины живота (окончания жития) нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и доброго ответа на страшном судищи (суде) Христове просим.
Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
В большие праздники, после сугубой и просительной ектений совершается лития и благословение хлебов.
Перед большими праздниками совершается также и лития (с греческого – общее моление). Этот обряд дошел до нас от монастырей Палестины и Афона, и был известен со времен первых христиан.
Литии совершаются в притворе (Западной части храма, при входе), следуя древней традиции, чтобы дать возможность участвовать в богослужении стоявшим здесь оглашенным и кающимся.
Все священнослужители выходят из алтаря в западную часть храма. На клиросе поются соответствующие стихиры литийные.
Стихиры литии, как и последующие стихиры на стиховне, которые поются и тогда, когда нет литии, посвящаются празднику.
1.25. Освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея.
В конце литии освящаются пять хлебов, пшеница, вино и елей.
В древности освященные хлеба и вино раздавались богомольцам, пришедшим издалека, с целью подкрепить их к предстоящему ночному богослужению. Пять хлебов напоминают чудо насыщения Спасителем пяти тысяч человек.
1.26. Литийная ектенья.
Дьякон возглашает литийную ектенью: "Спаси, Боже, людей Твоих...".
Части 27 - 34 (От Стихир на стиховне до Завершающего благословения священникал.
1.27. Стихиры на стиховне.
После Литии, а если она не совершается, то после Просительной Ектении поются "стихиры на стиховне" – особые стихи, написанные в память воспоминаемого события.
1.28. Песня святого Симеона Богоприимца. "Ныне отпускаешь в мире"
Конец Вечерни переносит нашу мысль к началу Нового Завета, когда праведный Симеон, увидев Божественного Младенца, возблагодарил Бога словами:
"Теперь отпускаешь раба Твоего, Владыко, Согласно Твоему слову, обещанию Твоему с миром: Потому что увидели глаза мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во просвещению язычников, и славу людей Твоих, Израиля" (Лк. 2:29-32).
Святой Симеон Богоприимец, по обету Божьему, встретился в святом храме с маленьким Иисусом (вспомните праздник Сретения Господнего – встречу Старого и Нового Заветов: заветов рабства и свободы, покорности и смирения, страха и любви), и принял Бога Спасителя на праведные свои руки, а в сердце свое – невыразимую благодать смирения, "зачаток Духа", дивное причастие рождества Христова, чудесное рождение свыше (см. Луки, 2 глава, 22-39 стихи).
1.29. молитвы "Трисвятое" (тройного "Святый Боже") и "Отче наш".
1.30. Пение тропаря праздника.
Под праздники поется тропарь праздника (главная песнь праздника)
1.31. "Богородице Дево, радуйся".
В субботу поется ангельское приветствие Богородице: "Богородице Дево, радуйся" (Лк. 1:28).
"Богородице, Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с Тобою. Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего, ибо Ты породила Спаса душ наших".
Молитва эта припоминает нам событие Благовещения – добрую, радостную весть о том, что Господь избрал Деву Марию быть Матерью Спасителя мира, и что вот началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти (см. Луки, 1 глава, 26-38 стихи).
1.33. Псалом 33 " Благословлю Господа во всякое время...”
Первая часть всенощной, вечерняя, заканчивается 33-м псалмом “Благословлю Господа во всякое время...” .
1.34. Возглас "Благословение Господне на вас..."
Завершающее благословение священника:
"Благословение Господне на вас, Его благодатью и человеколюбием, всегда – ныне, и во всякое время, и на веки вечные".
Люди все вместе отвечают – “Аминь”.