Jesus Christ
Православная Литургия
Копие.


  HOME  BACK

Литургия Иоанна Златоуста.






Порядок Литургии.

Иоанн Златоуст. Византийская мозаика. В начале приготовляется вещество для Таинства. Потом верующие приготовляются к Таинству. И, наконец, совершается само Таинство, и верующие причащаются. То есть Литургия разделяется на три части:
1. Проскомидия.
2. Литургия "оглашенных".
3. Литургия "верных".


1. Проскомидия.

   
 
Евхаристия. Сандро Боттичелли. 1495 год. Проскомидия (с греч. "принесение", "подношение") - первая часть Литургии. Во время Проскомидии, священник приготавливает квасный, пшеничный хлеб (просфора – с греч. "приношение") и красное, виноградное вино смешанное с водой (в упоминание о том, что из прободенного ребра Иисуса Христа на кресте истекли кровь и вода) для таинства Причастия. Проскомидия совершается священником на жертвеннике и распадается на следующие моменты:
- изъятие копием Святого Агнца (кубическая часть) из первой просфоры;
- поставление Агнца на дискосе и наполнение потира вином с водою;
- изъятие частиц из прочих четырёх просфор и размещение их на дискосе;
- поставление звездицы над дискосом;
- покрытие дискоса и потира покровами;
- каждение приготовленных Агнца и частиц;
- чтение молитвы о принятии Святых Даров.
Соединение всех частиц вокруг Агнца на дискосе символизирует Церковь, глава которой Иисус Христос.
Проскомидия совершается священником на жертвеннике при закрытом алтаре вполголоса.
Завершается проскомидия, когда на клиросе читаются 3-й, 6-й час (а иногда и 9-й) часы по Часослову.
Наверх


2. Литургия "оглашенных".
Литургия оглашенных — вторая часть литургии Иоанна Златоуста. Она имеет целью приготовить верующих к достойному присутствию при совершении таинства евхаристии, напомнить им о жизни и страдании Христа, разъяснить как и почему были и могут быть, с точки зрения церкви, спасительны жизнь и страдание Христовы.
Свое название литургия оглашенных получила от того, что в древности при ее совершении допускалось присутствие в храме оглашенных (наставляемых) — то есть людей, еще только готовящихся к принятию крещения, а также люди кающиеся и отлучённые от причастия. В древности оглашенные стояли в притворе и должны были покинуть храм после произнесения диаконом слов: "Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся". Произнесением этих слов заканчивается литургия оглашенных. В состав литургии оглашенных входят действа, перечисленные ниже.

2.1. Начинательные возгласы.
    
Дьякон стоя перед царскими вратами восклицает "Благослови, владыко!" Священник, в алтаре, отвечает "Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков". На что хор отвечает "Аминь".

2.2. Великая Ектинья.
            
Великая (Мирная) Ектинья начинается возгласом дьякона "Миром Господу помолимся", и ответом хора "Господи, помилуй".

2.3. Псалом 102 ("Изобразительный", "Антифон") "Благослови, душе моя, Господи... ".
          
Поется хором и называется "изобразительным" потому что он изображает и описывает Господа Бога. В 102-ом псалме говорится что Господь очищает наши грехи, исцеляет наши болезни, и что Он щедрый, милостивый и терпеливый. Псалм 102 начинается словами: "Благослови, душе моя, Господа,...".

2.4. Малая Ектинья.
      

2.5. Псалом 145 ("Изобразительный"", "Антифон"); "Хвали, душе моя, Господи...".
        
В 145-ом псалме говорится что Господь создал небо, землю, море и все что находится в них и хранит все законы вечно, что Он обиженных защищает, голодных кормит, заточенных освобождает, любит праведных, оберегает путешественников, защищает сирот и вдов, и грешных исправляет. Этот псалом начинается словами: "Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь...".

2.6. Пение гимна "Единородный Сыне и Слове Божий".
          

2.7. Малая Ектинья.
        

2.8. Пение Евангельских Блаженств.
          
Хор поет Заповеди блаженства ("Блажени нищие духом, ..."). Христианское учение о жизни находится в "Десяти заповедях" и в "Заповедях блаженства". Десять заповедей Господь Бог дал Моисею для иудеев, около 3250 лет тому назад (1250 до Р.Хр.). Десять заповедей были даны в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства Иисус Христос дал в Его знаменитой "Нагорной проповеди" (Мат.5-7), почти 2000 лет тому назад. Заповеди блаженства были даны христианам, которые были уже на более высоком духовном развитии. Они показывают какие душевные расположения нужно иметь, для того чтобы приблизиться, в своих качествах, к Богу и обретать святость, которая есть высшее счастье.

2.9. Малый Вход с Евангелием.
Во время пения "Заповедей блаженства", открываются царские врата, священник берет с престола Св. Евангелие, передает его дьякону и вместе с ним выходит из алтаря через северные двери и становится перед царскими вратами, лицом к молящимся. Перед ними идут прислужники со свечами и становятся за амвоном, лицом к священнику. Свеча перед Св. Евангелием означает что Евангельское учение есть благодатный свет для людей. Этот выход называется "Малый вход" и напоминает молящимся проповедь Иисуса Христа.

2.10. Пение "Придите поклонимся".
          

2.11. Пение Тропаря и Кондака.
        
Тропарь и кондак это краткие молитвенные песни посвященные празднику или святому. Тропари и кондаки бывают воскресные, праздничные или в честь святого. Их исполняет хор.

2.12. Возглас диакона: "Господи спаси благочестивый".
        

2.13. Пение "Трисвятого".
          

2.14. Пение "Прокимна".
    
До чтения Апостола и Евангелия дьякон говорит "Прокимен". Прокимен это стих который произносит или чтец или дьякон и который повторяется хором, перед чтением Апостола и Евангелия. Обыкновенно прокимен берется из Св.Писания (Библии) и он вкратце выражает смысл последующего чтения или службы.

2.15. Чтение Апостола.
        
События после сошествия Св.Духа на апостолов описаны разными апостолами в "Апостоле". Из "Апостола" читается отрывок который положен на этот день -- читается в середине церкви. Обыкновенно читает чтец, но может читать и любой другой боголюбивый христианин; мужчина или женщина. Во время чтения бывает каждение. Оно изображает радостное, подобно благоуханию, распространение христианской проповеди.

2.16. Чтение Св.Евангелия.
        
После чтения "Апостола" читается "Евангелие", то есть отрывок из "Евангелия". Читает дьякон, а если его нет то священник.
"Евангелие" описывает происшествия от рождения Иисуса Христа до сошествия Св.Духа на апостолов. Эти события описали четыре евангелиста; одни и те же события, но каждый по своему. Таким образом есть Евангелие от свв.апостолов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Чтение Евангелия сопровождается пением радостной песни "Слава Тебе, Господи, слава Тебе!"
Какой отрывок из "Апостола" и "Евангелия" положено читать на какой день обыкновенно можно найти в православных календарях. Хорошо узнать какие будут чтения на Литургии и заранее их прочесть из Св.Писания.

2.17. Сугубая Ектинья.
        

2.18. Молитва о Спасении России.
Во всех церквах Русской Православной Церкви Заграницей, эта молитва читается священником в алтаре с 1921 г., уже свыше 70 лет. Эта молитва является прекрасным примером христианской любви. Нас учат не только любить свою семью и родственников, но и всех людей включая наших врагов. В ней находятся следующие трогательные слова: "помяни всех врагов наших, ненавидящих и обидящих нас...", "Страждущую землю русскую от лютых безбожник и власти их свободи..." и "Подаждь же мир и тишину, любовь и утверждение и скорое примирение людем Твоим...".

2.19. Ектинья за усопших.

2.20. Ектинья за оглашенных.
    

2.21. Ектинья с повелением оглашенным оставить храм.
    

Наверх

3. Литургия верных.




Литургия верных — третья часть литургии на которой в древности могли присутствовать только лица, принявшие крещение, то есть верные. В этой части литургии совершаются все самые важные священнодействия, приготовлением к которым были предыдущие части литургии. По учениию церкви на литургии верных благодатью Святого Духа происходит преложение (пресуществление) хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя — Святые Дары. Затем верующие во исполнение слов Христа: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6:56) приобщаются Святых Даров, входя в единение со Спасителем. Литургию верных можно подразделить на следующие части: 1) перенесение Честных Даров с жертвенника на престол; 2) приготовление верующих к освящению даров; 3) освящение (пресуществление) Даров; 4) приготовление верующих к причастию; 5) причастие; 6) благодарение за причастие и отпуст.
Наверх

3.1. Перенесение Честных Даров с жертвенника на престол.

3.1. Сокращенная Великая Ектенья.
    
Литургия верных начинается незаметно ектиньей.

3.2. Херувимская песнь (1-я часть).
              
Сразу после ектиньи, это приблизительно в середине службы (в начале 3-й части) хор поет "Иже херувими ..." и совершается Великий вход.

3.3. Великий вход и перенос Св.Даров.
После первой части Херувимской песни, священник и дьякон выходят со Св.Дарами из алтаря через северные двери и становятся перед царскими вратами, лицом к молящимся. Перед ними идут прислужники с подсвечниками и становятся за амвоном, лицом к священнику. Священник и дьякон молитвенно поминают: Церковное правление, гражданскую власть, страждущую страну русскую, духовенство, всех гонимых за веру православную, приход и всех православных христиан.

3.4. Херувимская песнь (2-я часть).
После молитвенного поминовения священник с дьяконом возвращаются в алтарь через царские врата, а прислужники через южные двери, а хор поет вторую часть Херувимской песни.
Наверх


3.2. Приготовление верующих к освящению даров.

3.5. Просительная Ектенья (1-я).
      

3.6. Внушение диаконом мира, любви и единомыслия.
      

3.7. Исповедание Символа веры.
          
Символ веры это самое короткое определение православной христианской веры. Он состоит из 12-ти частей (членов). Символ веры был утвержден на 1-ом и 2-ом Вселенских соборах (325 и 381 годах). Неизмененный Символ веры остался только у Православных Христиан - Западные Христиане изменили 8-ой член. Символ веры исполняется хором и каждый член отмечается ударом в колокол. В некоторых церквах, все молящиеся поют его вместе с хором. Перед пением Символа, дьякон восклицает "Двери, двери, премудростию вонмем". В наше время это означает что мы должны закрыть наши "сердечные двери" от всего постороннего и приготовиться услышать "премудрое слово". Символ веры начинается словами: "Верую во единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым ...".

3.8. Возглас "Станем (будем стоять) добре...".
            
Наступает время совершать Таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением.
Наверх

3.3. Освящение (пресуществление) Даров.

3.9. Евхаристическая молитва (анафора).
    
Самая священная часть Литургии, освящение Святых Даров, начинается с Евхаристической молитвы, когда хор поет "Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу...". В это время звонят в колокол 12 раз чтобы обозначить начало освящения. Потом священник восклицает "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся". Хор отвечает "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш".
3.10. Освящение Св.Даров.
В тоже самое время священник читает про себя молитвы и тогда происходит освящение Св.Даров.

3.11. "Достойно есть".
            

3.12. Поминовение живых и умерших.

3.13. Внушение священником мира, любви и единомыслия.

Наверх

3.4. Приготовление верующих к причастию.

3.14. Просительная Ектинья (2-я).
    

3.15. Пение "Отче Наш".
            
В Своей "Нагорной проповеди" (Мат. 5-7) Иисус Христос объяснил как нужно молиться Богу, сказав первый раз молитву "Отче Наш" (Мат. 6:9-13). Эта молитва самая известная и самая любимая всеми христианами. С того времени она повторялась миллионами верующих в течение всей их жизни, в течение почти 2000 лет. В учебниках Закона Божия она разбирается как образец христианской молитвы.

3.16. Возношение Св.Даров.
    

Наверх

3.5. Причастие.

3.17. Причащение Священнослужителей.
            
Когда хор поет "Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа" священник причащается.

3.18. Вынос Святых Даров и причащение мирян.
              
После причащения священника открываются царские врата для причащения мирян. Священник читает молитву перед причастием и причащающиеся подходят к Чаше и принимают причастие, а хор поет: "Тело Христово примите ...". После причастия, родственники и друзья поздравляют принявшего причастие со словами "Поздравляю с причастием".

Перенесение Даров на жертвенник.

3.19. Возглас "Спаси, Боже, люди Твоя" и "Видихом свет истинный".
        

Наверх

3.6. Благодарение за причастие и отпуст.

3.20. "Да исполнятся уста наши".
        

3.21. Благодарственная Ектинья за причащение.
    

Отпуст и многолетие.

3.22. Заамвонная молитва.
      
Священник выходит из алтаря и, сойдя с амвона туда, где стоят молящиеся, читает "Заамвонную" молитву. В ней сокращение всех ектиньей, которые читались во время Божественной Литургии. Молитва начинается со словами "Благословляяй благословящыя Тя, Господи...".

3.23. "Буди имя Господне" и 33-й Псалом.
        

3.24. Последнее благословение священника.
            
Перед самым концом Литургии бывает проповедь, обыкновенно на тему прочтенного отрывка из Евангелия (2.16). Потом следуют последний возглас священника "Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш..." и хор поет многолетие "Преосвященное епископство......... Господи, сохрани на многая лета". Священник выходит с крестом в руках. Если есть объявления не духовного характера то священник говорит на этом месте. Например если кто желает вступить в брак, или будет специальный сбор средств на какую нибудь благотворительную цель, или может быть какая нибудь церковная организация устраивает обед и т.п. После этого молящиеся подходят к кресту, крестятся, целуют Св. Крест и руку священнику и берут или получают просфору от священника.
Наверх


Сокращения на кнопках прослушивания песнопений:
1. Литургия. Хор киевской духовной академии.
2. Литургия св. Иоанна Златоуста. П. Чесноков.
3. Литургия св. Иоанна Златоуста. Знаменный распев XVI века по рукописям Супрасльской Лавры.
4. С. Рахманинов. Литургия Иоанна Златоуста.
5. Хор братии Валаамского монастыря. Валаамская Литургия.
Наверх
Использованые материалы:
1. Прот. С. Слободский. Закон Божий. – М.: Яуза-пресс, Лепта Книга, Эксмо, 2008. – 656 с.
2. Вебсайты:
- http://www.dorogadomoj.com
- http://liturgy.ru
- http://www.predanie.ru
- http://www.pravmir.ru

blog comments powered by Disqus
Наверх